Такая удивительная жизнь!
Он выходит на сцену по-прежнему моложавый и артистичный. Кругом море цветов и море счастливых детских лиц. Сверкают сказочные наряды балетных nринцесс, которых здесь сотни - от маленьких дошколят до грациозных девушек, без пяти минут балерин. Рядом с ним юная его дочь Алена в красивой пачке-шопеновке, тоже будущая балерина.
Это Геннадии Васильевич Ледях, заслуженный артист РСФСР, лауреат Международных конкурсов, обладатель столь многочисленных наград и дипломов, что перечисление их заняло бы целую нашу статью. Но главный его «титул» в сегодняшнем рассказе - это основатель и художественный руководитель Школы классического танца и Детского балетного театра. Школа Ледяха - это бренд, нарицательное понятие в мире хореографии. За ним подразумевается высокий профессиональный авторитет и серьезная подготовка будущих артистов - ведь выпускники этой школы танцуют практически во всех труппах Москвы, некоторые приглашены в труппы Бежара, Ноймайера, другие зарубежные коллективы; многие прославили имя своей школы, завоевав дипломы, медали, призовые места на международных конкурсах ...
Ещё в 1996 году Школа классического танца Г.Ледяха прошла государственную аккредитацию и стала первым негосударственным хореографическим училищем, получившим статус среднего профессионального образовательного учреждения, имеющего право выдавать дипломы государственного образца. Этому событию предшествовал долгий и нелёгкий путь превращения самодеятельной хореографической студии дворца культуры ЗИЛ, созданной Г.Ледяхом при участии педагогов Московского хореографического училища в 1982 году, в полновесное профессиональное учебное заведение. И когда сегодня в дни премьерных спектаклей, юбилеев, выпускных концертов мы становимся свидетелями блистательного творческого праздника, хочется ещё и ещё раз аплодировать Геннадию Васильевичу Ледяху, создателю этих торжеств .
... Мог ли представить мальчик из очень далёкой сибирской деревни, что когда-то ему доведётся стать одним из самых ярких артистов балета своего времени. Но так распорядилась судьба и целеустремлённый сибирский характер юноши. Он учился в студии Новосибирского театра оперы и балета, там же впервые вышел на сцену. Талантливого танцовщика отметили и направили в Москву в класс прославленного мастера Асафа Мессерера. А далее уже была сцена Большого театра. В балетной труппе того времени(40-60 годы ХХ века) работало немало виртуозных замечательных артистов, и конкуренция была огромной. Но Г.Ледях за нял своё уверенное место среди соперников - он стал олицетворением мужественной манеры героического действенного танца. Таковы его многочисленные премьерские партии в Большом театре: Филипп («Пламя Парижа»), Базиль («Дон Кихот»), Вакх («Вальпургиева ночь»), Евгений («Медный всадник»), Фрондосо («Лау ренсия»), Меджнун («Лейли и Меджнун»). Последний балет принадлежит великому хореографу Касьяну Голейзовскому, который особо отмечал талант Г.Ледяха и сочинял для него специальные номера.
Как исполнителя Г.Ледяха отличали бурный темперамент, актёрская проникновенность, уникальная техника вращений и партнёрское мастерство. С ним танцевали многие выдающиеся балерины эпохи: Ольга Лепешинская, Раиса Стручкова, Екатерина Максимова, Софья Головкина, Марина Кондратьева и многие другие. На Первом Международном конкурсе балета в Москве он получил специальный приз жюри как лучший партнёр. Артист вёл активную концертную деятельность; его искусство покорило зрителей 32-х стран мира, о чем свидетельствуют многочисленные рецензии на многих языках.
Закончив танцевальную карьеру, Г.Ледях органично связал свое творчество с педагогикой, ибо как не такому опытному и успешному исполнителю учить будущих танцовщиков их профессии. В 70-е годы он руководил Варшавской балетной школой и был награжден польским орденом. Тогда же впервые он показал детский спектакль «Щелкунчик», восторженно встреченный публикой, в последующие годы мастер не переставал совершенствовать свою постановку, корректировать её в зависимости от исполнительского потенциала Детского балетного театра. Спектакль «Щелкунчик» стал визитной карточкой коллектива.
Геннадию Ледяху принадлежат многие интересные сочинения, показанные воспитанниками его школы в нашей стране и за рубежом. Он всегда стремится прививать любовь к подлинно академическому классическому балету, к исконным традициям русской балетной школы.
Таковы его постановки «Маленькая ночная серенада» (музыка В.А.Моцарта), композиции на музыку Баха, Россини, Штрауса ...
... Ещё в 1987 году на 2-м Всесоюзном фестивале на родного творчества Детский балетный театр Г.Ледяха завоевал диплом I степени и специальный диплом журнала «Советский балет». Прошло столько лет. Искусство этого уникального детского коллектива и Школы классического танца ещё более окрепло и расцвело. И снова журнал «Балет» отмечает вклад Геннадия Васильевича Ледяха в развитие отечественной хореографической культуры.