Философия волшебства
Сцена знает достаточно постановок «Щелкунчика». Впервые свет рампы спектакль увидел 120 лет тому назад в Петербурге: изначально хореограф Мариус Петипа задумал поставить спектакль для своих детей, но болезнь помешала осуществлению этого замысла. Но нет худа без добра — спектакль всё же родился, но уже на театральной сцене.
И с тех пор не угасают споры: какое же произведение «Щелкунчик»? Детское или взрослое. Эта, в чём-то философская, сказка о волшебном преображении, о преданной любви, способной сотворить чудо, о жизненных испытаниях и вере в победу духа, красоты над уродством —всё это отражается и в музыке Чайковского. Значит, такое произведение должно быть адресовано и детям, и взрослым... Но прежде всего — детям.
Так решил Геннадий Васильевич Ледях, блистательный премьер Большого театра, тогда только что закончивший исполнительскую деятельность и работавший в Польше в Театре Вельки в Варшаве. Было это в далёком 1973 году, когда вся культурная общественность признала большим событием премьеру балета «Щелкунчик» в постановке Ледяха. Спектаклю предстояло многообещающее будущее, его воспринимали как художественное откровение. И критики не ошиблись — хореографу удалось донести до детской аудитории сложный мир условного балетного искусства и сделать детей непосредственными участниками-исполнителями спектакля.
...Прошло немало лет, и первые постановочные опыты со «Щелкунчиком» были продолжены. Тем более что сам материал располагал к этому: в балете есть партии классические, характерные, гротесковые, разноплановые ансамбли... Таким образом, «Щелкунчик» стал хорошей школои исполнительства, своего рода «производственной практикои» для всех возрастных групп участников.
Спектакль продолжает совершенствоваться, в него вливаются свежие исполнительские силы, появляются неожиданные постановочные решения.
2О12-й — год рождения Нового «Щелкунчика». Именно тогда в Москве открылся Культурный Центр ЗИЛ, работающий теперь во всех смыслах по-современному. Центр ЗИЛ стал своего рода знаковой фигурой на театральной афише Москвы. Его «сердце» — Дом танца, работающий в разных направлениях хореографии. Главное из них классический танец. Возглавляет его Геннадий Ледях, поставивший в числе прочих постановок «Щелкунчика». И снова мы встречаемся с новым «Щелкунчиком», в котором есть динамизм, выверенность режиссёрской трактовки, где важнейшую роль Дроссельмейера играет драматический актёр: именно этому герою доверено донести до зрителя подлинность сказки Г офмана. Приём синтеза пластической и словесной выразительности использован с тонким пониманием авторского текста, что придаёт сказке почти философский характер.
Но главное всё же - танцующие дети: воспитанники Колледжа классического танца (или, как его ещё называют, «Школа Ледяха»). Дети от 4 до 17 лет учатся по программе государственного образца и получают профессию артиста балета.
Выпускники школы сегодня работают во многих театрах Москвы, за рубежом, успешно выступают на Международных конкурсах. Участие в спектаклях и концертах на сцене родного театра — обязательная часть учёбного процесса. И нового «Щелкунчика» они танцуют с вдохновенным интересом.
Среди солирующих исполнителей отметим выразительность пластики юных Нади Свириной (Мышонок), Марии Корсаковой (маленькая Маша), Арины Осипюк (Щелкунчик-кукла). Отметим также красоту и благородство танца Алёны Ледях (Маша-Принцесса), кавалерскую корректность Кирилла Киреева (Щелкунчик Принц) и, конечно, актёрскую проникновенность Павла Полушкина (Дроссельмейер).
На фоне многочисленных экспериментальных постановок их создатели порой забывают, что детская душа должна воспитываться не на триллерообразных постановках, а на высокохудожественных театральных произведениях. Вот именно поэтому балет «Щелкунчик» всегда нов в Детском балетном театре Геннадия Ледяха — талантливого театрального деятеля, сумевшего создать для детей и балетную школу, и театр.